Функциональная грамотность – это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания
для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Леонтьев А.А.
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
*Виды функциональной грамотностиЧитательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизниЕстественнонаучная грамотностьспособность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеямиМатематическая грамотностьспособность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструментыФинансовая грамотностьсовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышлениеспособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.Глобальные компетенциисочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год»
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
ШКОЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
Информационные ресурсыИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
- Видео-ролик Академии просвещения "Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности"
- Видео-ролик Академии просвещения "Общие подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся"
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
- Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов
- Банк заданий по функциональной грамотности от Института стратегии развития образования РАО
- Открытые задания
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач.
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5-х и 7-х классов.
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5, 7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
- Родительское собрание "Функциональная грамотность в вопросах и ответах", ГАУ ДПО "СОИРО"
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Банк заданий PISA
- Мастер-классы PISA
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Банк заданий для начальной школы
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации для учителей и родителей.
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
- Рекомендации по формированию читательской грамотности.
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Функциональная грамотность для педагога.
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Рекомендуемые электронные ресурсы
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности
Полезные ресурсы
- Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы - Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. - СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся. - Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности